Интернет-магазин FARFORIST

Тел: +7 906 038 54 48

Школа фарфора

 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ НА FACE BOOK: 


страница Школы Фарфора на FB: 

https://www.facebook.com/moscowporcelainschool. 


Ежедневные обновления. Информация о работе Школы, о лекциях и мастер-классах.

Работы Студии и учащихся. Тематический ретрофарфор из нашей коллекции.


Интервью с руководителем Школы Фарфора на http://new-oxygen.ru/interviews/6185/

 

Китайцы - единственные, кто подвел под искусство научную базу. Если совсем просто: без целостности нет формы, без формы нет красоты, без красоты нет легкости.

Иван Грабовенко - создатель первой в Москве Школы Фарфора.

Проницательный взгляд с прищуром. Тонкие, точные пальцы. В руках – кисточка и белая детская ручка из фарфора. Каждая линия и выпуклость кажется абсолютно верной, но мастер снова и снова выверяет форму, выглаживает, словно не желая выпустить из рук, - настоящий Пигмалион, влюбленный в свое маленькое творение. Не отрывая взгляда от работы, Иван Грабовенко, создатель первой в Москве Школы Фарфора, начинает рассказывать.

Иван Грабовенко_1.JPG

- У нас нет школы мастеров по фарфору широкого профиля. При заводах по производству фарфоровых изделий, той же Гжели, раньше были профессиональные училища. Но там быстро начинается специализация, учащиеся делятся на формовщиков, заливщиков, художников. На выходе – «узкие» специалисты, которые не видят общей картины фарфорового производства.

А высшие художественные училища?

- У меня есть ученики, окончившие высшие художественные заведения. Во-первых, там фарфора практически нет, даже в Строгановке. Во-вторых, в виду плачевного состояния образования в нашей стране, в том числе финансового, хорошим мастерам нет никакого резона работать там. А ведь именно они (а не педагоги, лекторы, искусствоведы) знают технологию – как сделать форму, правильно залить, обжечь.

Обучают полному циклу некоторые кукольные фирмы. Но их единицы, и обучение там оставляет желать лучшего. Люди ходят туда долго, платят деньги, но на выходе качество фарфоровых изделий очень низкое. У меня есть ученики, окончившие эти кукольные курсы. Они мне приносили формы, но я бы, честно говоря, сразу бы их выбросил. Несуразные, огромные, тяжеленные... А главное, в них - швы, а швы недопустимы в нашем деле. Вот, попробуйте-ка пальцем…

Иван достает одну из лежащих на столе сборных гипсовых форм. Форма состоит из трех частей, но внутреннее пространство абсолютно гладкое. Стыки едва заметны в виде тоненьких, с волосок, трещин. Довольный произведенным впечатлением, он продолжает:

- Шов – это ступенька. Если потом достать изделие из формы, шов будет виден, и это брак. Даже если его замыть или затереть, он «вылезет» после обжига. 

Иван Грабовенко_6.jpg Иван Грабовенко_8.jpg Иван Грабовенко_7.jpg

А как у вас появилась идея Школы Фарфора, с чего все началось?

- Я окончил Менделеевский институт в 1985 году. По образованию - технолог, химик-неорганик. И после института сразу попал в оборонку, тогда половина науки на нее работала. Было такое «НПО Композит», мы занимались конструкционной керамикой – делали лопатки турбин для подводных лодок, керамические вентили, наконечники. В 1991 году наше производство приказало долго жить, и я занялся художественной керамикой. Сам до всего доходил, с самых азов - и до тонкостей профессии. А потом мне захотелось большего. Что такое современный художник-керамист или студийный фарфорист? Сидит один как сыч в своей мастерской, всю жизнь. Все вокруг завалено. Шедевров не создает, в лучшем случае - выполняет заказы богатых людей. Постепенно зарастает мхом, лелеет какие-то там секреты… Какие секреты, все давно известно (разумеется, людям посвященным). А мне в какой-то момент захотелось поделиться тем, что я знаю, научить людей, которым это действительно нужно. А их немало! Приходят люди, которые хотят учиться, делать что-то руками. Что-то качественное, а не «кружкового», «досугового» уровня: пришел, увидел, наваял. Программисты, бухгалтеры, юристы, адвокаты, студенты – кто угодно может учиться. Люди учатся в Школе Фарфора и два, и три года, - мастерству фарфориста нет предела.Это я говорю как мастер...

Я в последнее время заметила тенденцию, что люди устают от компьютерно-бумажной работы, не дающей зримого результата, и хотя бы в виде хобби уходят в ручной труд. Чтобы результат был осязаем.

- Да, многие сейчас хотят творить, создавать. Можно прийти ко мне со своей идеей, и я скажу, можно ли это сделать и как это сделать. Один хочет бижутерию, другой - кукол. Некоторые учащиеся, которые четко понимают, что им нужно, ходят два-три месяца. Получив необходимые знания, они уходят в свободное плавание. Дальше можно работать дома. Если у них возникают вопросы, они всегда могут факультативно обратиться, мы поддерживаем связь.

Иван Грабовенко_10.jpg  Иван Грабовенко_9.jpg

А разве дома можно поставить печь?

- Конечно – вот перед вами немецкая печь на 220 вольт, 1320 градусов. Если есть угол три на три метра, уже можно создать домашнюю мастерскую и делать красивые вещи – кукол, бижутерию, авторскую посуду. Здесь я обучаю этим навыкам. Если поймешь азы – можно дальше идти своей дорогой.

Но я хочу большего. И теперь моя Школа – вариант высшего художественного образования. У нас проходят мастер-классы по росписи фарфора, их ведут лучшие специалисты в этой области. Каждые две недели у нас профессор искусствоведения читает лекции по теории образования форм. Курс – уникальный, в его основе лежит китайская теория искусства, единственная на сегодняшний день целостная наука. Была под запретом...

Почему?

- Как вам сказать… Кому сейчас нужны люди, обладающие знаниями на уровне советника императора? Всем нужны простые ремесленники, исполнители, бездумно выполняющие приказы. А теория эта складывалась в Китае с третьего по восемнадцатый века. В Европе вообще нет своей теории искусства. Были гении – Леонардо да Винчи, Рембрандт, Гойя… Но даже Леонардо в конце своей жизни говорил, что мы создали много шедевров, но мы не оставили после себя школы.

А классическая живопись, перспектива, золотое сечение наконец?

- Китайцы – единственные, кто подвел под искусство научную базу. Если совсем просто: без целостности нет формы, без формы нет красоты, без красоты нет легкости. Классические китайские вазы гениальны, их невозможно улучшить. И сравним их с теми, что продаются у нас сейчас, я имею в виду массовый продукт. Большая часть фарфора – Икея и похожие на нее вещи. Они все недоделанные. Повсюду идет тенденция упрощения, это обусловлено технологией: проще делать тиражные вещи, миллионами. Но из них ушла эстетика...

А есть у нас своя русская школа фарфора?

- Россия никогда не была передовой державой в этой области, даже до революции. Но был великолепный Императорский завод. Был завод Гарднера, где создавались высокохудожественные вещи. Завод Попова, мануфактура Корнилова. В конце XIX века их всех купил Кузнецов, ему принадлежало девять заводов. Это была империя! Кстати, территориально Школа Фарфора находится на землях Кузнецова в районе бывших Мещанских улиц, мы находимся недалеко от его особняка возле станции метро Проспект Мира. Там и доска мемориальная есть.

ЛФЗ (бывший Императорский) – старейшее российское предприятие, с уникальными наработками. Так что сделали революционеры в 1917 году, когда туда пришли? Они взяли молотки и все эти формы бесценные, весь генофонд, который не одно поколение форматоров выводило, поразбивали. Зачем нам эти вазы богатые? Мы их разрушим до основанья, а затем лучше сделаем. А лучше не получилось. На ЛФЗ есть крошечная комната, в ней хранится то, что удалось спасти, что работники по углам попрятали, собой позакрывали. Они теперь на нее молятся...

Кстати, именно на ЛФЗ зародился агитационный фарфор. Это – чисто российское явление, настоящий культурный феномен...

А, может, просто скопировать лучшие китайские формы?

- Китайцы к своим формам никого и близко не подпустят. Изделия, посуду – покупайте, пожалуйста. Даже фарфоровую массу из Китая запрещено вывозить - государственная политика. То же со знаменитыми европейскими фирмами: Wedgwood, Meissen - они не продают свое сырье, только изделия.

А у наших заводов свое сырье?

- Каждый завод должен иметь свой массово-заготовительный цех. Пока он работает на чужом фарфоре – это не завод, а художественно-производственная лаборатория. Как наша Школа, например. Поэтому все наши заводы работают на своем сырье. Существует три типа фарфора – мягкий, средний и твердый. Мягкий спекается уже при 1200 градусах. В нем больше стекла. Из него хорошо делать кукол, скульптуру, у него красивая поверхность, похожая на живую кожу. Но он менее прочный. Есть средний, там побольше каолина и полевого шпата. А твердый традиционно делают у нас Гжель и ЛФЗ. Из него уже можно делать что угодно – от тончайших чашек до массивных напольных ваз. Но для его спекания нужны другие температуры, соответственно – печи, и это уже совсем другие деньги. Мне проще привезти мягкий фарфор из Англии. Там есть коммерческая фирма, у которой за плечами нет 300-летней истории и мирового имени, поэтому они охотно продают сырье.

На витринах разложены фарфоровые лимоны, перцы – как живые. Солонки, чашки, просто мелкая скульптура. Грубоватый слоненок с разлапистыми ушами – явно детская работа.

- Вот тут – то, что я делаю, рядом – работы учеников, детей учеников. Некоторые формы мы снимаем с природных моделей. Вот, например, лимон. Этот его «целлюлит» – будешь год делать, все равно получится хуже. Лепить надо человека, скульптуру. С собаки же, например, форму не снимешь. В природе много красоты – ищешь модель и снимаешь. Только нужно мимо не пройти. И важно - увидеть какую-то идею, а не тупо копировать. 

Иван Грабовенко_5.jpg

Как происходит процесс создания фарфорового изделия?

- Сначала лепится модель из скульптурного пластилина, с нее снимают черновую гипсовую форму. Потом отливается гипсовая модель, доводится до совершенства, и уже с нее снимается чистовая форма. Потом заливка фарфора, обжиг, роспись. Я говорю ученикам: «Если вы будете серьезно заниматься, плотно, регулярно, – это будет ваша вторая специальность. Это ремесло, им можно зарабатывать». 

Иван Грабовенко_12.jpg

А есть в школе ученики, которые сами уже чего-то добились, продают свои работы, выставляются?

- Конечно. Например, девушки, которые делают шарнирных кукол, Марина Скворцова, Екатерина Михайлова. Лариса Волкавичюте – ювелир, она делает очень интересные, изысканные вещи из разных материалов, в том числе из фарфора. Эти девушки буквально в прошлом году освоили технологию, а теперь они уже самостоятельные интересные художницы. И все равно - продолжают учиться.

 

 

...В Школу Фарфора приходят самые разные люди, но в большинстве своем это художники или дизайнеры,

      которым интересно воплощать свои идеи в новом - очередном - материале. Но тут-то фарфор и проявляет свое магическое действие. Этот материал не собирается быть ОЧЕРЕДНЫМ.

      Фарфору - более тысячи четырехсот лет, однако он до сих пор не потерял ни статуса, ни актуальности. В фарфор приходят - и остаются, осознавая его преимущества  перед любыми современными материалами и пластиками. 

      Какие бы полимерные глины не изобретались, именно фарфор был и остается идеальным материалом для кукольников:



 

        Художницы-кукольницы Нина Радзиховская и Екатерина Михайлова (их работы на фото) - осваивали искусство фарфора у нас Школе.

      Также фарфор привлекает художников-ювелиров, скульпторов, дизайнеров, в том числе - одежды и сумок, мебельщиков, и просто хороших людей.  Приходите, у нас интересно. С собой нужно иметь сменную одежду/обувь, маленькое полотенце, крем для рук. Необходимые материалы и оборудование - предоставляются.  На все вопросы ответим по телефону 89060385448.


САМЫЙ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС В ШКОЛЕ ФАРФОРА:

как быстро этому можно научиться???!!! 
Отвечаем: 
затворению гипса
снятие гипсовых форм
изготовлению шликера 
получению фарфоровых отливок
технологии сушки, обжига и последующей обработки фарфорового изделия
можно научиться за 2 месяца - если, конечно, посещать занятия регулярно,
а не делать полугодовые паузы.
Итак, освоить технологию можно за 2 месяца - вы не ослышались, а вот шлифовать
(и здесь шлифовка!) мастерство можно годами и даже десятилетиями. Но это,  
можете поверить, того стоит!
 




 

       

О школе

В наш век на рынок с ошеломительной скоростью выбрасываются информационные цифровые новинки. Не успеваем мы освоить новые технологии, как они  устаревают и уступают дорогу новейшим, а сверхновые уже на подходе… Отрадно сознавать, что и сейчас существуют ценности неколебимые, вечные, уходящие корнями вглубь веков и при этом актуальные. Таков - фарфор, изобретенный тысячелетия назад в Китае. Появление новейших материалов не смогло поколебать лидерского положения фарфора. Он был, есть и будет! В числе особых талантов фарфора – способность выглядеть красиво, актуально в самых современных дизайнерских обличиях. Вот что значит высокое происхождение! Обучиться искусству создания фарфора теперь может каждый, кому этого действительно захочется. В Москве открылась Школа Фарфора – в центре, на Проспекте Мира, всего в минуте ходьбы от метро. В Школе можно научиться всем этапам создания фарфоровых изделий – от моделей и гипсовых форм до декорирования готовых обожженных отливок. Сюда приходят дизайнеры, которым интересно найти идеальный материл для воплощения своих идей. Ювелирам и создателям авторских украшений фарфор дает поистине неограниченные возможности для самовыражения.  Художники-кукольники знают: при всем разнообразии современных материалов для изготовления кукол ни один из них не может сравниться с фарфором по красоте, элегантности, долговечности. Ведь даже самые современные синтетические глины через несколько лет начинают крошиться, как старый поролон, а для коллекционных авторских кукол это недопустимо!  В Школу фарфора приходят и просто молодые и зрелые люди, ищущие применении своим творческим импульсам. Фактически здесь можно освоить уникальное ремесло и получить реальную профессию.

 Школа Фарфора – это авторский курс, построенный на многолетнем опыте изучения и освоения этого материала. Учебников «по фарфору», излагающих все этапы работы с материалов, не существует. Поэтому, говоря о Школе Фарфора,  резонно говорить об уникальном образовании, не имеющем аналогов!

 Приходите в Школу Фарфора чтобы узнать, что такое шликер и научиться снимать гипсовую форму… с чего угодно! Освоить тайны литья и обжига фарфора, научиться шлифовать фарфор бисквит, создавать изделия невероятной красоты и музейной ценности, воплощать свои художественные идеи в самом красивом, благородном материале.

 

Школа фарфора открыта при студии Иван-Чай, приходить на занятия, можно уже сейчас  в Московский Дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования. Адрес: Москва, ул. Щепкина, 38, стр. 1.

      

Для тех кто знает, что такое радость творчества, школа будет работать 3 раза в неделю. Занятия расчитаны на три года. По окончании школы фарфора выдается свидетельство. Примерный план занятий включает:

•       Изготовление моделей.
•       Снятие гипсовых форм.
•       Особенности приготовления шликера.
•       Обжиг без брака: секреты.
•       Обработка фарфоровых оливок.

•       Изготовление моделей.

•       Снятие гипсовых форм.

•       Особенности приготовления шликера.

•       Обжиг без брака: секреты.

•       Обработка фарфоровых оливок.

Дети учащиеся профтех коледжей принимаются в школу фарфора бесплатно.

Запись по email: farforist@live.ru

или по тел. +7 (906) 038 54 48  Иван.


Фарфоровое место __________________________

 

 

 

Символично, что первая в Москве Школа фарфора, обосновавшаяся в Доме художественного и технического творчества молодежи по адресу Щепкина, д. 38, расположена всего в ста метрах от дома, принадлежавшего известнейшему фарфорозаводчику М.С. Кузнецову.

Всем известное красивое здание у станции Проспект Мира лишь в прошлом году обзавелось мемориальной доской. Когда-то Кузнецову, монополисту фарфоровой индустрии, принадлежали практически все заводы этой отрасли, за исключением Императорского завода в С.-П. и пары заводов в Сибири. Интересно, что Кузнецов был не основателем, а продолжателем «фарфоровой династии», его отцу, крестьянину, принадлежало небольшое производство в подмосковном Новохаритоново, откуда родом и сам Кузнецов. Хозяин фарфоровой империи, старообрядец Кузнецов был, ко всему прочему, отцом 10-х (!) детей. 

Матвей Сидорович Кузнецов,  почетный гражданин города Москвы, вывел, даже – вознес - производство фарфора в России на совершенно новый  качественный уровень. Он оснастил заводы передовым оборудованием, которое успешно работало долгие годы при советской власти. Кузнецовский фарфор – символ качества; и по сей день сохранившаяся в домах, музеях,  антикварных лавках кузнецовская посуда дает фору современным образцам - по красоте, качеству черепка, мастерству росписи, разнообразию форм.  

Нынешние Вербилки, Конаково, Дулёво, Гжель, Песочное ярославской области, заводы на Украине и в Риге принадлежали Кузнецову и выдавали 2/3 российского фарфора. Кузнецов  обслуживал все слои населения – от аристократии до простолюдинов, притом, несмотря на то, что  разным целевым аудиториям предназначались разные коллекции, дизайны и декоры, всё это был фарфор высочайшего качества.   

…Фарфору более двух тысяч лет, но он и по сей день царствует среди декоративных материалов - благодаря красоте, выразительности, благородству, богатству художественных возможностей. Надеемся, что  знаковое соседство будет вдохновлять учащихся Школы на создание достойных образцов искусства фарфора.   

 



Новые поступления

Новинка

Чеснок весенний с проросшими зелеными ростками

Только что! Поступила в продажу клубника! Найти ее можно в разделе украшения для интерьера

Пресса о нас

Журнал ХЛЕБ и СОЛЬ  

http://www.breadsalt.ru/ в разделе Выбор Редакции поместил следующую публикацию

Кухонные аксессуары – это детали, которые радуют нас 
каждый день, и относиться к ним стоит серьезно! К тому 
же предназначение у солонок-перечниц-сахарниц весьма 
важное. В студии фарфора «Иван-чай» продаются не 
просто емкости для соли-перца-сахара, а чудеса. Ис-
ключительно ручной работы. Прелестные головки чеснока 
и лука, тыквы, перцы и патиссоны выглядят как настоящие, 
ненароком можно даже спутать. А фарфор – материал 
очень тактильный, нежный и теплый, что делает эти вещи-
цы еще более ценными.  

Кухонные аксессуары – это детали, которые радуют нас каждый день, и относиться к ним стоит серьезно! К тому же предназначение у солонок-перечниц-сахарниц весьма важное. В студии фарфора «Иван-чай» продаются не просто емкости для соли-перца-сахара, а чудеса. Ис-ключительно ручной работы. Прелестные головки чеснока и лука, тыквы, перцы и патиссоны выглядят как настоящие, ненароком можно даже спутать. А фарфор – материал очень тактильный, нежный и теплый, что делает эти вещицы еще более ценными.  

________________________________

Публикация в журнале Хлеб и Соль

Добавлено 8 новых позиций в категории Солонки и Перечницы и 5 позиций в категории Вазы и 5 позиций в раздел посуда из фарфора

farfor002.jpg

Фарфор на заказ

Студия фарфора "Иван-Чай"  предоставляет услуги по изготовлению высококачественных изделий из фарфора скульпторам, художникам, кукольникам, дизайнерам, создающим арт-объекты. Выполним на заказ по Вашим эскизам или из Ваших форм художественный фарфор, бисквит, глазури, формы, модели, литье, роспись.

vazasmall.jpg

Лидеры продаж

Сегодня первые места по популярности занимают стильные штучки для дизайнерского оформления кафе и ресторанов

Sousnik.jpg